23.03.2022
Индивидуальная поддержка развития детей в семье
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
· открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
· сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
· создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
· диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Поэтому главная цель работы с семьями для педагога это профессионально помочь семье в воспитании детей, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
· развитие интересов и потребностей ребенка;
· распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
· поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
· выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
· понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данную цель воспитатель реализует через следующие задачи:
· воспитание уважения к детству и родителям;
· взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
· повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
· оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
· использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
План сотрудничества с семьей направлен на построение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Индивидуальная поддержка развития детей в семье предусматривает мероприятия по следующим направлениям:
1. Психологическая поддержка семьи;
2. Консультативная помощь;
3. Участие родителей в образовательной деятельности детского сада.
4. Повышение осведомленности об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
Цели взаимодействия с родителями | Действия специалистов | Срок выполнения (ответственный) | Результат |
Анализ посещаемости ребенком ДОУ | Наблюдения за общим состоянием ребенка и родителей | В течение года (воспитатели) | Регулярное посещение |
Диагностика уровня адаптированности ребенка в ДОУ | Наблюдение за ребенком в процессе фронтальных занятий | В течение года (воспитатели) | Оценка эмоционального состояние ребенка в ДОУ |
Диагностика индивидуальных особенностей ребенка | Семейное консультирование | Воспитатели | Рекомендации по семейному воспитанию |
Приобщение родителей к ЗОЖ | Беседа с родителями на профилактические темы: «Вредные привычки родителей и их влияние на развитие ребенка», «Семья», «Правильное питание» и др. | Воспитатели | Активное участие родителей в процессе воспитания ребенка |
Выявление семей «группы риска» | Наблюдение за участием родителей в воспитании ребенка (посещение родительских собраний, утренников, мероприятий детского сада) | В течение года (воспитатели) | -Активное участие родителей (законных представителей) в жизни группы |
Формы работы с родителями, которые использует педагоги:
1. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
2. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Проводятся индивидуальные беседы, даются рекомендации и памятки индивидуального характера. Для данной работы педагог составляет план индивидуальной работы с семьями воспитанников.
3. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогом и родителями. В групповом помещении есть информационный стенд, также для родителей на сайте детского сада регулярно размещаются консультации.
Об эффективности, проводимой работы педагога с родителями, свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем ; совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Размышление родителей о тех или иных методах воспитания; повышение их активности в совместных мероприятиях (конкурсы , праздники ,беседы, акции и т.д)