Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 N 544Н Об утверждении профессионального стандарта Педагог

Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г. N 30550

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 г. N 544н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО,
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО,
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
(ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"
(в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422н)
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения
профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой
политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации
работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и
установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А. ТОПИЛИН

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 октября 2013 г. N 544н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ
(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"
(в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422н)

1
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Дошкольное образование, Начальное общее образование, Основное
общее образование, Среднее общее образование
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:

01.001
Код

Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам
образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Группа занятий:
2320

Преподаватели в
средней школе

3320

2340

Преподаватели в
системе
специального

3330

Персонал
дошкольного
воспитания и
образования
Преподавательский
персонал
специального

3310
(код ОКЗ <1>)

образования
Преподавательский
персонал начального
образования
(наименование)

обучения

(код ОКЗ)

(наименование)

-------------------<1> Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:

80.10.1.

Услуги в области дошкольного и
начального общего образования
80.21.1.
Услуги в области основного общего и
среднего (полного) общего образования
(код КВЭД <2>)
(наименование вида экономической
деятельности)
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется
ввиду (код ОКВЭД <2>).
-------------------<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

A

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень
наименование
код
уровень
квалификации
(подуровень)
квалификации
Педагогическ 6
Общепедагог A/01.6
6
ая
ическая
деятельность
функция.
по
Обучение
проектирован
Воспитательн A/02.6
6
ию и
ая
реализации
деятельность
образовательн
Развивающая A/03.6
6
ого процесса
деятельность
в
образовательн

B

ых
организациях
дошкольного,
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
Педагогическ 5 - 6
ая
деятельность
по
проектирован
ию и
реализации
основных
общеобразова
тельных
программ

Педагогическ B/01.5
ая
деятельность
по реализации
программ
дошкольного
образования
Педагогическ B/02.6
ая
деятельность
по реализации
программ
начального
общего
образования
Педагогическ B/03.6
ая
деятельность
по реализации
программ
основного и
среднего
общего
образования
Модуль
B/04.6
"Предметное
обучение.
Математика"
Модуль
B/05.6
"Предметное
обучение.
Русский язык"

5

6

6

6

6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наиме Педагогическая деятельность по
Код
нован проектированию и реализации
ие
образовательного процесса в
образовательных организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования
Происхожден Оригинал
X
Заимствовано
ие
из оригинала
обобщенной
трудовой
функции

А

Урове 6
нь
квали
фикац
ии

Код
Регистрацион
оригинала
ный номер
профессиона
льного
стандарта

Возможные наименования должностей

Учитель, Воспитатель

Требования к образованию и обучению

Учитель: высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и
специальностей среднего
профессионального образования
"Образование и педагогические науки" или
в области, соответствующей
преподаваемому предмету, либо высшее
образование или среднее
профессиональное образование и
дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности
в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или
среднее профессиональное образование в
рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и
специальностей среднего

профессионального образования
"Образование и педагогические науки"
либо высшее образование или среднее
профессиональное образование и
дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности
в образовательной организации
(в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422н)
Требования к опыту практической работы Требования к опыту практической работы
не предъявляются
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не
допускаются лица: лишенные права
заниматься педагогической деятельностью
в соответствии с вступившим в законную
силу приговором суда; имеющие или
имевшие судимость за преступления,
состав и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в
установленном федеральным законом
порядке; имеющие заболевания,
предусмотренные установленным
перечнем

Дополнительные характеристики

Наименование документа
ОКЗ

Код
2320
2340
3310
3320
3330

Наименование базовой группы,
должности (профессии) или
специальности
Преподаватели в средней школе
Преподаватели в системе
специального образования
Преподавательский персонал
начального образования
Персонал дошкольного воспитания
и образования
Преподавательский персонал
специального обучения
Учитель, Воспитатель
Образование и педагогика

ЕКС <3>
ОКСО <4>
050000
-------------------<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении

Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

3.1.1. Трудовая функция

Наимен Общепедагогическая
ование функция. Обучение
Происх
ождени
е
Оригин
трудово
X
ал
й
функци
и

Код

A/01.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала

Регистрационн
Код
ый номер
оригин
профессиональ
ала
ного стандарта

Трудовые действия

Разработка и реализация программ
учебных дисциплин в рамках основной
общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной
деятельности в соответствии с
требованиями федеральных
государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего
общего образования
Участие в разработке и реализации
программы развития образовательной
организации в целях создания безопасной
и комфортной образовательной среды
Планирование и проведение учебных
занятий
Систематический анализ эффективности
учебных занятий и подходов к обучению
Организация, осуществление контроля и

Необходимые умения

оценки учебных достижений, текущих и
итоговых результатов освоения основной
образовательной программы
обучающимися
Формирование универсальных учебных
действий
Формирование навыков, связанных с
информационно-коммуникационными
технологиями (далее - ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся
на основе тестирования и других методов
контроля в соответствии с реальными
учебными возможностями детей
Владеть формами и методами обучения, в
том числе выходящими за рамки учебных
занятий: проектная деятельность,
лабораторные эксперименты, полевая
практика и т. п.
Объективно оценивать знания
обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями
детей
Разрабатывать (осваивать) и применять
современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов
развития личности и поведения в реальной
и виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные
подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех
обучающихся, в том числе с особыми
потребностями в образовании:
обучающихся, проявивших выдающиеся
способности; обучающихся, для которых
русский язык не является родным;
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТкомпетентность; общепедагогическая ИКТкомпетентность; предметнопедагогическая ИКТ-компетентность
(отражающая профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области

Необходимые знания

человеческой деятельности)
Организовывать различные виды
внеурочной деятельности: игровую,
учебно-исследовательскую,
художественно-продуктивную, культурнодосуговую с учетом возможностей
образовательной организации, места
жительства и историко-культурного
своеобразия региона
Преподаваемый предмет в пределах
требований федеральных государственных
образовательных стандартов и основной
общеобразовательной программы, его
истории и места в мировой культуре и
науке
История, теория, закономерности и
принципы построения и
функционирования образовательных
систем, роль и место образования в жизни
личности и общества
Основные закономерности возрастного
развития, стадии и кризисы развития,
социализация личности, индикаторы
индивидуальных особенностей траекторий
жизни, их возможные девиации, а также
основы их психодиагностики
Основы психодидактики, поликультурного
образования, закономерностей поведения в
социальных сетях
Пути достижения образовательных
результатов и способы оценки результатов
обучения
Основы методики преподавания, основные
принципы деятельностного подхода, виды
и приемы современных педагогических
технологий
Рабочая программа и методика обучения по
данному предмету
Приоритетные направления развития
образовательной системы Российской
Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов, регламентирующих
образовательную деятельность в
Российской Федерации, нормативных
документов по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи,

федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего общего образования,
законодательства о правах ребенка,
трудового законодательства
Нормативные документы по вопросам
обучения и воспитания детей и молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Соблюдение правовых, нравственных и
этических норм, требований
профессиональной этики

Другие характеристики

3.1.2. Трудовая функция

Наимен Воспитательная деятельность Код
ование

Происхождение Оригин X
трудовой
ал
функции

A/02.6

Уровен 6
ь
(подуро
вень)
квалиф
икации

Заимствовано
из оригинала
Код оригинала Регистрационн
ый номер
профессиональ
ного стандарта

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся
для обеспечения безопасной
образовательной среды
Реализация современных, в том числе
интерактивных, форм и методов
воспитательной работы, используя их как
на занятии, так и во внеурочной
деятельности
Постановка воспитательных целей,
способствующих развитию обучающихся,
независимо от их способностей и

Необходимые умения

характера
Определение и принятие четких правил
поведения обучающимися в соответствии с
уставом образовательной организации и
правилами внутреннего распорядка
образовательной организации
Проектирование и реализация
воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей
различных видов деятельности ребенка
(учебной, игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т. д.)
Проектирование ситуаций и событий,
развивающих эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации
деятельности ученических органов
самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы
и традиций жизни образовательной
организации
Развитие у обучающихся познавательной
активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни
Формирование толерантности и навыков
поведения в изменяющейся
поликультурной среде
Использование конструктивных
воспитательных усилий родителей
(законных представителей) обучающихся,
помощь семье в решении вопросов
воспитания ребенка
Строить воспитательную деятельность с
учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных
особенностей
Общаться с детьми, признавать их
достоинство, понимая и принимая их
Создавать в учебных группах (классе,
кружке, секции и т.п.) разновозрастные

Необходимые знания

детско-взрослые общности обучающихся,
их родителей (законных представителей) и
педагогических работников
Управлять учебными группами с целью
вовлечения обучающихся в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную деятельность
Анализировать реальное состояние дел в
учебной группе, поддерживать в детском
коллективе деловую, дружелюбную
атмосферу
Защищать достоинство и интересы
обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации
и/или неблагоприятных условиях
Находить ценностный аспект учебного
знания и информации обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися
Владеть методами организации экскурсий,
походов и экспедиций и т. п.
Сотрудничать с другими педагогическими
работниками и другими специалистами в
решении воспитательных задач
Основы законодательства о правах ребенка,
законы в сфере образования и федеральные
государственные образовательные
стандарты общего образования
История, теория, закономерности и
принципы построения и
функционирования образовательных
(педагогических) систем, роль и место
образования в жизни личности и общества
Основы психодидактики, поликультурного
образования, закономерностей поведения в
социальных сетях
Основные закономерности возрастного
развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы и
индивидуальные особенности траекторий
жизни и их возможные девиации, приемы
их диагностики
Научное представление о результатах
образования, путях их достижения и
способах оценки
Основы методики воспитательной работы,
основные принципы деятельностного

подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
Нормативные правовые, руководящие и
инструктивные документы, регулирующие
организацию и проведение мероприятий за
пределами территории образовательной
организации (экскурсий, походов и
экспедиций)
Соблюдение правовых, нравственных и
этических норм, требований
профессиональной этики

Другие характеристики

3.1.3. Трудовая функция

Наимен Развивающая деятельность
ование
Происхождение Оригин X
трудовой
ал
функции

Код

A/03.6 Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала
Код оригинала Регистрационн
ый номер
профессиональ
ного стандарта

Трудовые действия

Выявление в ходе наблюдения
поведенческих и личностных проблем
обучающихся, связанных с особенностями
их развития
Оценка параметров и проектирование
психологически безопасной и комфортной
образовательной среды, разработка
программ профилактики различных форм
насилия в школе
Применение инструментария и методов
диагностики и оценки показателей уровня
и динамики развития ребенка
Освоение и применение психологопедагогических технологий (в том числе
инклюзивных), необходимых для адресной
работы с различными контингентами

Необходимые умения

учащихся: одаренные дети, социально
уязвимые дети, дети, попавшие в трудные
жизненные ситуации, дети-мигранты, детисироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, дети с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью и
др.), дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети с
девиациями поведения, дети с
зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами
в рамках психолого-медикопедагогического консилиума
Разработка (совместно с другими
специалистами) и реализация совместно с
родителями (законными представителями)
программ индивидуального развития
ребенка
Освоение и адекватное применение
специальных технологий и методов,
позволяющих проводить коррекционноразвивающую работу
Развитие у обучающихся познавательной
активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях
современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни
Формирование и реализация программ
развития универсальных учебных
действий, образцов и ценностей
социального поведения, навыков
поведения в мире виртуальной реальности
и социальных сетях, формирование
толерантности и позитивных образцов
поликультурного общения
Формирование системы регуляции
поведения и деятельности обучающихся
Владеть профессиональной установкой на
оказание помощи любому ребенку вне
зависимости от его реальных учебных
возможностей, особенностей в поведении,
состояния психического и физического

Необходимые знания

здоровья
Использовать в практике своей работы
психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и
развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и
другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных
общеобразовательных программ
Понимать документацию специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.
д.)
Составить (совместно с психологом и
другими специалистами) психологопедагогическую характеристику (портрет)
личности обучающегося
Разрабатывать и реализовывать
индивидуальные образовательные
маршруты, индивидуальные программы
развития и индивидуальноориентированные образовательные
программы с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся
Владеть стандартизированными методами
психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей
обучающихся
Оценивать образовательные результаты:
формируемые в преподаваемом предмете
предметные и метапредметные
компетенции, а также осуществлять
(совместно с психологом) мониторинг
личностных характеристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Педагогические закономерности
организации образовательного процесса
Законы развития личности и проявления
личностных свойств, психологические
законы периодизации и кризисов развития
Теория и технологии учета возрастных
особенностей обучающихся
Закономерности формирования детсковзрослых сообществ, их социальнопсихологических особенности и
закономерности развития детских и
подростковых сообществ

Основные закономерности семейных
отношений, позволяющие эффективно
работать с родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные
признаки отклонения в развитии детей
Социально-психологические особенности
и закономерности развития детсковзрослых сообществ
Соблюдение правовых, нравственных и
этических норм, требований
профессиональной этики

Другие характеристики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наиме Педагогическая деятельность по
новани проектированию и реализации основных
е
общеобразовательных программ
Происхождение
обобщенной
трудовой функции

Оригинал

X

Код

B

Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала

Возможные наименования должностей
Требования к образованию и обучению

Уровен 5 - 6
ь
квалиф
икации

Регистрацион
ный номер
профессионал
ьного
стандарта

Учитель, Воспитатель
Учитель: высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и
специальностей среднего
профессионального образования
"Образование и педагогические науки" или
в области, соответствующей
преподаваемому предмету, либо высшее
образование или среднее
профессиональное образование и
дополнительное профессиональное

образование по направлению деятельности
в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или
среднее профессиональное образование в
рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и
специальностей среднего
профессионального образования
"Образование и педагогические науки"
либо высшее образование или среднее
профессиональное образование и
дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности
в образовательной организации
(в ред. Приказа Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422н)
Требования к опыту практической работы Требования к опыту практической работы
не предъявляются
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не
допускаются лица: лишенные права
заниматься педагогической деятельностью
в соответствии с вступившим в законную
силу приговором суда; имеющие или
имевшие судимость за преступления,
состав и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в
установленном федеральным законом
порядке; имеющие заболевания,
предусмотренные установленным
перечнем

Дополнительные характеристики

Наименование документа
ОКЗ

Код
2320
2340
3310
3320

Наименование базовой группы,
должности (профессии) или
специальности
Преподаватели в средней школе
Преподаватели в системе
специального образования
Преподавательский персонал
начального образования
Персонал дошкольного воспитания

и образования
Преподавательский персонал
специального обучения
Учитель, Воспитатель
Образование и педагогика

3330
ЕКС
ОКСО

050000

3.2.1. Трудовая функция

Наимен Педагогическая деятельность Код
ование по реализации программ
дошкольного образования
Происхождение Оригин X
Заимствовано
трудовой
ал
из оригинала
функции

B/01.5 Уровень
(подуровень)
квалификации

5

Код оригинала Регистрационн
ый номер
профессиональ
ного стандарта

Трудовые действия

Участие в разработке основной
общеобразовательной программы
образовательной организации в
соответствии с федеральным
государственным образовательным
стандартом дошкольного образования
Участие в создании безопасной и
психологически комфортной
образовательной среды образовательной
организации через обеспечение
безопасности жизни детей, поддержание
эмоционального благополучия ребенка в
период пребывания в образовательной
организации
Планирование и реализация
образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста в
соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами и основными
образовательными программами
Организация и проведение педагогического

мониторинга освоения детьми
образовательной программы и анализ
образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке
образовательных задач (совместно с
психологом и другими специалистами) по
результатам мониторинга с учетом
индивидуальных особенностей развития
каждого ребенка раннего и/или
дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций
специалистов (психолога, логопеда,
дефектолога и др.) в работе с детьми,
испытывающими трудности в освоении
программы, а также с детьми с особыми
образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых
компетенций, необходимых для решения
образовательных задач развития детей
раннего и дошкольного возраста с учетом
особенностей возрастных и
индивидуальных особенностей их развития
Формирование психологической
готовности к школьному обучению
Создание позитивного психологического
климата в группе и условий для
доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими к
разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным
слоям, а также с различными (в том числе
ограниченными) возможностями здоровья
Организация видов деятельности,
осуществляемых в раннем и дошкольном
возрасте: предметной, познавательноисследовательской, игры (ролевой,
режиссерской, с правилом), продуктивной;
конструирования, создания широких
возможностей для развития свободной
игры детей, в том числе обеспечение
игрового времени и пространства
Организация конструктивного
взаимодействия детей в разных видах
деятельности, создание условий для
свободного выбора детьми деятельности,

Необходимые умения

участников совместной деятельности,
материалов
Активное использование недирективной
помощи и поддержка детской инициативы
и самостоятельности в разных видах
деятельности
Организация образовательного процесса на
основе непосредственного общения с
каждым ребенком с учетом его особых
образовательных потребностей
Организовывать виды деятельности,
осуществляемые в раннем и дошкольном
возрасте: предметная, познавательноисследовательская, игра (ролевая,
режиссерская, с правилом), продуктивная;
конструирование, создания широких
возможностей для развития свободной
игры детей, в том числе обеспечения
игрового времени и пространства
Применять методы физического,
познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста в
соответствии с образовательной
программой организации
Использовать методы и средства анализа
психолого-педагогического мониторинга,
позволяющие оценить результаты освоения
детьми образовательных программ,
степень сформированности у них качеств,
необходимых для дальнейшего обучения и
развития на следующих уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающих
деятельностей дошкольника (игровой,
продуктивной, познавательноисследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с
родителями (законными представителями)
детей раннего и дошкольного возраста для
решения образовательных задач,
использовать методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями,
необходимыми и достаточными для
планирования, реализации и оценки
образовательной работы с детьми раннего
и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и
особенностей организации работы с
детьми раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный
и личностный; основы дошкольной
педагогики, включая классические системы
дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в
раннем и дошкольном возрасте
Особенности становления и развития
детских деятельностей в раннем и
дошкольном возрасте
Основы теории физического,
познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития
дошкольного образования
Соблюдение правовых, нравственных и
этических норм, требований
профессиональной этики

Другие характеристики

3.2.2. Трудовая функция

Наимен Педагогическая деятельность
ование по реализации программ
начального общего
образования
Происхождение Оригин X
трудовой
ал
функции

Код

B/02.6

Уровен
ь
(подуро
вень)
квалиф
икации

6

Заимствовано
из оригинала
Код оригинала Регистрационн
ый номер
профессиональ
ного стандарта

Трудовые действия

Проектирование образовательного
процесса на основе федерального
государственного образовательного

Необходимые умения

стандарта начального общего образования
с учетом особенностей социальной
ситуации развития первоклассника в связи
с переходом ведущей деятельности от
игровой к учебной
Формирование у детей социальной
позиции обучающихся на всем протяжении
обучения в начальной школе
Формирование метапредметных
компетенций, умения учиться и
универсальных учебных действий до
уровня, необходимого для освоения
образовательных программ основного
общего образования
Объективная оценка успехов и
возможностей обучающихся с учетом
неравномерности индивидуального
психического развития детей младшего
школьного возраста, а также своеобразия
динамики развития учебной деятельности
мальчиков и девочек
Организация учебного процесса с учетом
своеобразия социальной ситуации развития
первоклассника
Корректировка учебной деятельности
исходя из данных мониторинга
образовательных результатов с учетом
неравномерности индивидуального
психического развития детей младшего
школьного возраста (в том числе в силу
различий в возрасте, условий дошкольного
обучения и воспитания), а также
своеобразия динамики развития мальчиков
и девочек
Проведение в четвертом классе начальной
школы (во взаимодействии с психологом)
мероприятий по профилактике возможных
трудностей адаптации детей к учебновоспитательному процессу в основной
школе
Реагировать на непосредственные по
форме обращения детей к учителю и
распознавать за ними серьезные личные
проблемы
Ставить различные виды учебных задач
(учебно-познавательных, учебно-

Необходимые знания

Другие характеристики

практических, учебно-игровых) и
организовывать их решение (в
индивидуальной или групповой форме) в
соответствии с уровнем познавательного и
личностного развития детей младшего
возраста, сохраняя при этом баланс
предметной и метапредметной
составляющей их содержания
Во взаимодействии с родителями
(законными представителями), другими
педагогическими работниками и
психологами проектировать и
корректировать индивидуальную
образовательную траекторию
обучающегося в соответствии с задачами
достижения всех видов образовательных
результатов (предметных, метапредметных
и личностных), выходящими за рамки
программы начального общего
образования
Основные и актуальные для современной
системы образования теории обучения,
воспитания и развития детей младшего
школьного возрастов
Федеральные государственные
образовательные стандарты и содержание
примерных основных образовательных
программ
Дидактические основы, используемые в
учебно-воспитательном процессе
образовательных технологий
Существо заложенных в содержании
используемых в начальной школе учебных
задач, обобщенных способов деятельности
и системы знаний о природе, обществе,
человеке, технологиях
Особенности региональных условий, в
которых реализуется используемая
основная образовательная программа
начального общего образования
Соблюдение правовых, нравственных и
этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.3. Трудовая функция

Наимен Педагогическая деятельность
ование по реализации программ
основного и среднего общего
образования
Происхождение Оригин X
трудовой
ал
функции

Код

B/03.6

Уровен
ь
(подуро
вень)
квалиф
икации

6

Заимствовано
из оригинала
Код оригинала Регистрационн
ый номер
профессиональ
ного стандарта

Трудовые действия

Формирование общекультурных
компетенций и понимания места предмета
в общей картине мира
Определение на основе анализа учебной
деятельности обучающегося оптимальных
(в том или ином предметном
образовательном контексте) способов его
обучения и развития
Определение совместно с обучающимся,
его родителями (законными
представителями), другими участниками
образовательного процесса (педагогпсихолог, учитель-дефектолог, методист и
т. д.) зоны его ближайшего развития,
разработка и реализация (при
необходимости) индивидуального
образовательного маршрута и
индивидуальной программы развития
обучающихся
Планирование специализированного
образовательного процесса для группы,
класса и/или отдельных контингентов
обучающихся с выдающимися
способностями и/или особыми
образовательными потребностями на
основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок с учетом
специфики состава обучающихся,

Необходимые умения

уточнение и модификация планирования
Применение специальных языковых
программ (в том числе русского как
иностранного), программ повышения
языковой культуры и развития навыков
поликультурного общения
Совместное с учащимися использование
иноязычных источников информации,
инструментов перевода, произношения
Организация олимпиад, конференций,
турниров математических и
лингвистических игр в школе и др.
Применять современные образовательные
технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опираясь на
достижения в области педагогической и
психологической наук, возрастной
физиологии и школьной гигиены, а также
современных информационных технологий
и методик обучения
Планировать и осуществлять учебный
процесс в соответствии с основной
общеобразовательной программой
Разрабатывать рабочую программу по
предмету, курсу на основе примерных
основных общеобразовательных программ
и обеспечивать ее выполнение
Организовать самостоятельную
деятельность обучающихся, в том числе
исследовательскую
Разрабатывать и реализовывать
проблемное обучение, осуществлять связь
обучения по предмету (курсу, программе) с
практикой, обсуждать с обучающимися
актуальные события современности
Осуществлять контрольно-оценочную
деятельность в образовательном процессе
Использовать современные способы
оценивания в условиях информационнокоммуникационных технологий (ведение
электронных форм документации, в том
числе электронного журнала и дневников
обучающихся)
Использовать разнообразные формы,
приемы, методы и средства обучения, в том

Необходимые знания

числе по индивидуальным учебным
планам, ускоренным курсам в рамках
федеральных государственных
образовательных стандартов основного
общего образования и среднего общего
образования
Владеть основами работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием
Владеть методами убеждения,
аргументации своей позиции
Устанавливать контакты с обучающимися
разного возраста и их родителями
(законными представителями), другими
педагогическими и иными работниками
Владеть технологиями диагностики
причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения
Основы общетеоретических дисциплин в
объеме, необходимых для решения
педагогических, научно-методических и
организационно-управленческих задач
(педагогика, психология, возрастная
физиология; школьная гигиена; методика
преподавания предмета)
Программы и учебники по преподаваемому
предмету
Теория и методы управления
образовательными системами, методика
учебной и воспитательной работы,
требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов и подсобных
помещений к ним, средства обучения и их
дидактические возможности
Современные педагогические технологии
реализации компетентностного подхода с
учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся
Методы и технологии поликультурного,
дифференцированного и развивающего
обучения
Основы экологии, экономики, социологии
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к
безопасности образовательной среды

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и
этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.4. Трудовая функция

Наимен Модуль "Предметное обучение. Код
ование Математика"
Происхождение Оригин X
трудовой
ал
функции

B/04.6 Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала
Код оригинала Регистрационн
ый номер
профессиональ
ного стандарта

Трудовые действия

Формирование способности к логическому
рассуждению и коммуникации, установки
на использование этой способности, на ее
ценность
Формирование способности к постижению
основ математических моделей реального
объекта или процесса, готовности к
применению моделирования для
построения объектов и процессов,
определения или предсказания их свойств
Формирование конкретных знаний, умений
и навыков в области математики и
информатики
Формирование внутренней (мысленной)
модели математической ситуации (включая
пространственный образ)
Формирование у обучающихся умения
проверять математическое доказательство,
приводить опровергающий пример
Формирование у обучающихся умения
выделять подзадачи в задаче, перебирать
возможные варианты объектов и действий
Формирование у обучающихся умения
пользоваться заданной математической

моделью, в частности формулой,
геометрической конфигурацией,
алгоритмом, оценивать возможный
результат моделирования (например,
вычисления)
Формирование материальной и
информационной образовательной среды,
содействующей развитию математических
способностей каждого ребенка и
реализующей принципы современной
педагогики
Формирование у обучающихся умения
применять средства информационнокоммуникационных технологий в решении
задачи там, где это эффективно
Формирование способности преодолевать
интеллектуальные трудности, решать
принципиально новые задачи, проявлять
уважение к интеллектуальному труду и его
результатам
Сотрудничество с другими учителями
математики и информатики, физики,
экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по
использованию математики
Профессиональное использование
элементов информационной
образовательной среды с учетом
возможностей применения новых
элементов такой среды, отсутствующих в
конкретной образовательной организации
Использование в работе с детьми
информационных ресурсов, в том числе
ресурсов дистанционного обучения,
помощь детям в освоении и
самостоятельном использовании этих
ресурсов
Содействие в подготовке обучающихся к
участию в математических олимпиадах,
конкурсах, исследовательских проектах,
интеллектуальных марафонах, шахматных
турнирах и ученических конференциях
Формирование и поддержание высокой
мотивации и развитие способности
обучающихся к занятиям математикой,
предоставление им подходящих заданий,

Необходимые умения

ведение кружков, факультативных и
элективных курсов для желающих и
эффективно работающих в них
обучающихся
Предоставление информации о
дополнительном образовании,
возможности углубленного изучения
математики в других образовательных и
иных организациях, в том числе с
применением дистанционных
образовательных технологий
Консультирование обучающихся по выбору
профессий и специальностей, где особо
необходимы знания математики
Содействие формированию у обучающихся
позитивных эмоций от математической
деятельности, в том числе от нахождения
ошибки в своих построениях как
источника улучшения и нового понимания
Выявление совместно с обучающимися
недостоверных и малоправдоподобных
данных
Формирование позитивного отношения со
стороны всех обучающихся к
интеллектуальным достижениям
одноклассников независимо от
абсолютного уровня этого достижения
Формирование представлений
обучающихся о полезности знаний
математики вне зависимости от избранной
профессии или специальности
Ведение диалога с обучающимся или
группой обучающихся в процессе решения
задачи, выявление сомнительных мест,
подтверждение правильности решения
Совместно с обучающимися строить
логические рассуждения (например,
решение задачи) в математических и иных
контекстах, понимать рассуждение
обучающихся
Анализировать предлагаемое
обучающимся рассуждение с результатом:
подтверждение его правильности или
нахождение ошибки и анализ причин ее
возникновения; помощь обучающимся в
самостоятельной локализации ошибки, ее

исправлении; оказание помощи в
улучшении (обобщении, сокращении,
более ясном изложении) рассуждения
Формировать у обучающихся убеждение в
абсолютности математической истины и
математического доказательства,
предотвращать формирование модели
поверхностной имитации действий,
ведущих к успеху, без ясного понимания
смысла; поощрять выбор различных путей
в решении поставленной задачи
Решать задачи элементарной математики
соответствующей ступени образования, в
том числе те новые, которые возникают в
ходе работы с обучающимися, задачи
олимпиад (включая новые задачи
регионального этапа всероссийской
олимпиады)
Совместно с обучающимися применять
методы и приемы понимания
математического текста, его анализа,
структуризации, реорганизации,
трансформации
Совместно с обучающимися проводить
анализ учебных и жизненных ситуаций, в
которых можно применить математический
аппарат и математические инструменты
(например, динамические таблицы), то же для идеализированных (задачных)
ситуаций, описанных текстом
Совместно с обучающимися создавать и
использовать наглядные представления
математических объектов и процессов,
рисуя наброски от руки на бумаге и
классной доске, с помощью компьютерных
инструментов на экране, строя объемные
модели вручную и на компьютере (с
помощью 3D-принтера)
Организовывать исследования эксперимент, обнаружение
закономерностей, доказательство в
частных и общем случаях
Проводить различия между точным и (или)
приближенным математическим
доказательством, в частности
компьютерной оценкой, приближенным

Необходимые знания

измерением, вычислением и др.
Поддерживать баланс между
самостоятельным открытием, узнаванием
нового и технической тренировкой, исходя
из возрастных и индивидуальных
особенностей каждого обучающегося,
характера осваиваемого материала
Владеть основными математическими
компьютерными инструментами:
визуализации данных, зависимостей,
отношений, процессов, геометрических
объектов; вычислений - численных и
символьных; обработки данных
(статистики); экспериментальных
лабораторий (вероятность, информатика)
Квалифицированно набирать
математический текст
Использовать информационные источники,
следить за последними открытиями в
области математики и знакомить с ними
обучающихся
Обеспечивать помощь обучающимся, не
освоившим необходимый материал (из
всего курса математики), в форме
предложения специальных заданий,
индивидуальных консультаций (в том
числе дистанционных); осуществлять
пошаговый контроль выполнения
соответствующих заданий, при
необходимости прибегая к помощи других
педагогических работников, в частности
тьюторов
Обеспечивать коммуникативную и
учебную "включенности" всех учащихся в
образовательный процесс (в частности,
понимание формулировки задания,
основной терминологии, общего смысла
идущего в классе обсуждения)
Работать с родителями (законными
представителями), местным сообществом
по проблематике математической культуры
Основы математической теории и
перспективных направлений развития
современной математики
Представление о широком спектре
приложений математики и знание

доступных обучающимся математических
элементов этих приложений
Теория и методика преподавания
математики
Специальные подходы и источники
информации для обучения математике
детей, для которых русский язык не
является родным и ограниченно
используется в семье и ближайшем
окружении
Соблюдение правовых, нравственных и
этических норм, требований
профессиональной этики

Другие характеристики

3.2.5. Трудовая функция

Наимен Модуль "Предметное обучение. Код
ование Русский язык"
Происхождение Оригин X
трудовой
ал
функции

B/05.6 Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала
Код оригинала Регистрационн
ый номер
профессиональ
ного стандарта

Трудовые действия

Обучение методам понимания сообщения:
анализ, структуризация, реорганизация,
трансформация, сопоставление с другими
сообщениями, выявление необходимой для
анализирующего информации
Осуществление совместно с
обучающимися поиска и обсуждения
изменений в языковой реальности и
реакции на них социума, формирование у
обучающихся "чувства меняющегося
языка"
Использование совместно с обучающимися
источников языковой информации для

решения практических или
познавательных задач, в частности,
этимологической информации,
подчеркивая отличия научного метода
изучения языка от так называемого
"бытового" подхода ("народной
лингвистики")
Формирование культуры диалога через
организацию устных и письменных
дискуссий по проблемам, требующим
принятия решений и разрешения
конфликтных ситуаций
Организация публичных выступлений
обучающихся, поощрение их участия в
дебатах на школьных конференциях и
других форумах, включая интернетфорумы и интернет-конференции
Формирование установки обучающихся на
коммуникацию в максимально широком
контексте, в том числе в гипермедиаформате
Стимулирование сообщений обучающихся
о событии или объекте (рассказ о поездке,
событии семейной жизни, спектакле и т.
п.), анализируя их структуру, используемые
языковые и изобразительные средства
Обсуждение с обучающимися образцов
лучших произведений художественной и
научной прозы, журналистики, рекламы и
т. п.
Поощрение индивидуального и
коллективного литературного творчества
обучающихся
Поощрение участия обучающихся в
театральных постановках, стимулирование
создания ими анимационных и других
видеопродуктов
Моделирование видов профессиональной
деятельности, где коммуникативная
компетентность является основным
качеством работника, включая в нее
заинтересованных обучающихся (издание
школьной газеты, художественного или
научного альманаха, организация
школьного радио и телевидения,
разработка сценария театральной

Необходимые умения

Необходимые знания

постановки или видеофильма и т. д.)
Формирование у обучающихся умения
применения в практике устной и
письменной речи норм современного
литературного русского языка
Формирование у обучающихся культуры
ссылок на источники опубликования,
цитирования, сопоставления, диалога с
автором, недопущения нарушения
авторских прав
Владеть методами и приемами обучения
русскому языку, в том числе как не
родному
Использовать специальные коррекционные
приемы обучения для детей с
ограниченными возможностями здоровья
Вести постоянную работу с семьями
обучающихся и местным сообществом по
формированию речевой культуры,
фиксируя различия местной и
национальной языковой нормы
Проявлять позитивное отношение к
местным языковым явлениям,
отражающим культурно-исторические
особенности развития региона
Проявлять позитивное отношение к
родным языкам обучающихся
Давать этическую и эстетическую оценку
языковых проявлений в повседневной
жизни: интернет-языка, языка субкультур,
языка СМИ, ненормативной лексики
Поощрять формирование эмоциональной и
рациональной потребности обучающихся в
коммуникации как процессе, жизненно
необходимом для человека
Основы лингвистической теории и
перспективных направлений развития
современной лингвистики
Представление о широком спектре
приложений лингвистики и знание
доступных обучающимся лингвистических
элементов этих приложений
Теория и методика преподавания русского
языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и

Другие характеристики

лексика, их отличия от местной языковой
среды
Соблюдение правовых, нравственных и
этических норм, требований
профессиональной этики

IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация - разработчик

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования города Москвы "Московский городской психологопедагогический университет"
Ректор Рубцов Виталий Владимирович

4.2. Наименования организаций - разработчиков

1

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр
образования N 109


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».